МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА КОМПАУНДИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ БЕНЗИНОВ
Повышение качества выпускаемых нефтепродуктов является
одной из основных задач, стоящих на сегодняшний день перед отечественной
нефтеперерабатывающей промышленностью. Большая роль в решении этой задачи
отводится процессу компаундирования высокооктановых бензинов, как завершающему
и наиболее ответственному этапу при формировании качественных и количественных
показателей товарной продукции. Однако наличие большого числа вовлекаемых
компонентов приводит к сложностям оптимизации данного процесса.
Прежде чем приступить к компаундированию, разрабатывают
рецептуру бензина и технологию его приготовления. В настоящее время разработка
рецептур смешения высокооктановых бензинов почти лишена научной базы.
На рынке программного обеспечения существует ряд
коммерческих пакетов, таких как: Aspen PIMS, Blend Ratio Control (BRC) и
Refinery and Petrochemical Modeling System (RPMS) и Blend Optimization and
Supervisory System (BOSS), позволяющих оптимизировать использование сырьевых
ресурсов цеха смешения [1, 2, 3].
Однако, несмотря на значительные достоинства подобных
программ, применение их в ряде случаев затруднительно, ввиду того, что при
проведении расчетов часто используются не фактические свойства тех или иных
компонентов, а условные характеристики смешения, что может привести к
значительным погрешностям расчетов.
Развитие производства бензинов связано со стремлением
улучшить основное эксплуатационное свойство топлива – детонационную стойкость.
Вместе с тем, основная трудность при расчете процесса компаундирования
заключается в том, что детонационная стойкость не является аддитивным
свойством. То есть октановые числа смешения потоков (ОЧС) не равняются сумме
октановых чисел (ОЧ) отдельных компонентов, входящих в состав потоков.
Причиной отклонения является наличие межмолекулярных
взаимодействий (ММВ) между углеводородами, входящими в состав бензинов.
Установлено, что силы межмолекулярного взаимодействия определяющим образом
зависят от полярности молекул компонентов бензиновой смеси.
В ходе работы, были установлены количественные
закономерности между величиной полярности компонентов бензиновой смеси
(дипольным моментом) и неаддитивностью октановых чисел смешения [4]. Однако
неаддитивность при смешении проявляют не только углеводороды бензиновой
фракции, но и добавки и присадки, вовлекаемые в процесс компаундирования, в
силу их полярности. На основе механизма действия присадок, который заключается
в разрушении пероксидов, была разработана математическая модель процесса
компаундирования, учитывающая влияние антидетонационных присадок на прирост
октанового числа базового бензина.
На основе разработанных математических моделей
нами была создана и сертифицирована компьютерная моделирующая система расчета
процесса компаундирования высокооктановых бензинов «Compounding», позволяющая
рассчитывать детонационную стойкость, как отдельных потоков, вовлекаемых в
процесс компаундирования бензинов, так и их смеси с присадками и добавками.
Литература
1. Интернет ресурс: www.aspentech.com.
2. Интернет ресурс: www.honeywell.com.
3. Интернет ресурс: www.invensys.com.
4. Киргина М.В., Иванчина Э.Д.,
Долганов И.М., Смышляева Ю.А., Кравцов А.В., Фан Ф. Моделирование процесса
приготовления товарных бензинов на основе учета реакционного взаимодействия
углеводородов сырья с высокооктановыми добавками // Нефтепереработка и
нефтехимия. Научно-технические достижения и передовой опыт. – 2012. – № 4. – С.
3–8.
Комментариев нет:
Отправить комментарий